Послушный огонь

Всем известно, что огонь полностью разрушает древесину. От большого сгоревшего полена в печи остается всего-навсего щепоть золы. Но еще в глубокой древности человек подметил, что разрушительная сила огня не только уничтожает дерево, но может и защитить его, если огненную стихию умело обуздать. Так, обожженные на костре столбы изгороди и стулья под нижний венец рубленой избы становятся стойкими к воздействию влаги и гнилостных грибков. Через многие столетия дошла до нашего времени обгоревшая древесина с древних пепелищ. Огонь часто приходил на помощь мастерам-корабелам при долблении из толстого деревянного кряжа лодки-однодревки. Вначале древний мастер выжигал древесину в определенных участках заготовки с помощью огня, а затем срубал теслом обуглившиеся и ставшие податливыми куски дерева.

Когда деревенский музыкант мастерил из кленового кругляша жалейку, раскаленная металлическая проволока заменяла ему сверло. Накаленной на костре проволокой отверстие вдоль сердцевины прожигал он в несколько приемов.

Если кончик раскаленной проволоки приложить к древесине и тотчас же отнять, на ее поверхности появится темно-коричневая точка-подпалина с золотистым ореолом вокруг. Несколько таких точек, расположенных в определенном ритме, образуют простейшие узоры. На русском Севере ими украшались деревянные куклы — панки, которые вырезали в подарок девочкам, и коник — в подарок мальчикам. Раскаленной проволокой наносили узоры на деревянные посохи. Позднее на торце толстой проволоки стали вытачивать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, крестики и звездочки. Наносимые с помощью таких штампиков орнаменты стали более сложными и выразительными.

Гуцульские мастера-древоделы наряду с подобными штампами широко применяют специальные накатки, с помощью которых наносятся на древесину линии, состоящие из точек или параллельных штрихов. Прикладывая к древесине раскаленные штампики, народные художники из простых элементов научились составлять узоры, поражающие своей красотой и непосредственностью.

Способ термического декорирования древесины называется пиротипией. Слово «пир» в переводе с греческого означает «огонь», а «типия» — «оттиск, отпечаток». Пиротипия, или «огненная печать», только технически более совершенная, применяется на современных деревообрабатывающих предприятиях. На специальных станках плавно вращаются латунные барабаны, между которыми медленно продвигается березовая доска. По другую сторону барабанов выходит уже не березовая, а «ореховая» доска. Это чудесное превращение произошло благодаря огню. С помощью пиротипии можно не только имитировать ценные породы древесины, но и наносить на нее сложные орнаменты и сюжетные композиции. На латунном или медном барабане фотохимическим способом наносится и протравливается нужный рисунок. Внутри барабана размещено устройство, которое нагревает его до необходимой температуры. Меняя степень нагрева барабана и силу давления его на древесину, получают рисунок задуманной тональности — от золотисто-желтого до темно-коричневого.

Другой способ термического декорирования древесины, когда рисунок на древесину наносится с помощью раскаленных проволочных штифтов, называется пирографией. Значение первой части слова вам уже знакомо, вторая же часть «графия» в переводе с греческого означает «писать, рисовать». Таким образом, пирография — это «огненное рисование».

Чтобы усилить выразительность текстуры или создать декоративную фактуру на хвойной древесине, художники обрабатывают ее открытым пламенем. «Огонь без дыму не живет», — гласит народная поговорка. Художники научились использовать и дым, но об этом речь впереди.

© 2017 — woodmagic.ru
Все права защищены