Нанесение узоров штемпелями и накатками

Простейший штемпель, с помощью которого на древесину наносятся одинаковые элементы узора, состоит из деревянной рукоятки, выточенной на токарном станке, и вбитого в нее стального, латунного или медного стержня, на торце которого вырезан рельеф. Рисунок каждого штампа на конце стержня должен быть предельно лаконичным, например в виде обобщенного изображения всевозможных лепестков, звездочек, а также геометрических фигур. Чем больше набор штемпелей, которыми располагает мастер, тем шире возможности для создания самых разнообразных узоров и орнаментальных композиций. Кроме штемпелей, в пиротипии применяются так называемые накатки, на рабочей части которых укрепляются зубчатые колеса. В хорошем наборе инструментов должно быть около 30 накаток и штемпелей. Но если рабочую часть штемпелей сделать сменной, то можно обойтись всего тремя рукоятками со стержнями-удлинителями.

Расскажем по порядку, как изготовить универсальный штемпель и накатку со сменной рабочей частью. На токарном станке из бука или березы выточите рукоятку. Чтобы рука во время работы не соскальзывала, в передней части рукоятки нужно предусмотреть небольшой порожек. Если нет возможности выточить рукоятку по руке, можно использовать готовую рукоятку от напильника. В торце рукоятки просверлите глухое отверстие примерно на треть ее длины. Диаметр его должен быть на 1—2 мм меньше диаметра металлической трубки-удлинителя. Забив трубку в рукоятку, нарежьте на ее свободном конце резьбу. Закрепив трубку в тисках, пилкой по металлу пропилите в ней продольный паз. Затем навинтите на трубку гайку. Получится нечто вроде цангового зажима. Постоянная часть штемпеля, а также и накатки готова.

Теперь приступайте к изготовлению съемных частей. Каждая съемная рабочая часть представляет собой стержень, который может быть прямым или согнутым под разными углами. Толщина стержня должна быть на 1—2 мм больше внутреннего диаметра трубки. Хвостовую часть стержня нужно опилить напильником на конус с таким расчетом, чтобы диаметр торца был равен внутреннему диаметру трубки. Перед соединением наконечника с трубкой-удлинителем гайку завинтите до предела. Вставьте хвостовую часть наконечника в трубку с некоторым усилием. При этом половинки трубки слегка раздвинутся. Когда вы вернете гайку в прежнее положение, она сожмет половинки трубки и надежно закрепит стержень наконечника. Таким способом соединяются наконечники не только штемпелей, но  и  накаток.

На торцах заготовленных наконечников можно выпилить надфилями профили различных элементов узора. Но в этом случае вам потребуется не менее трех десятков стержней. Вырезать на торце стержня даже самый простой рельеф не так-то легко. Но решить эту задачу можно иначе: сделать рельеф накладным, то есть вырезать из листового металла и наложить на торец наконечника. Накладной рельеф вырезают из металла толщиной 0,5—1 мм. Чтобы он надежно удерживался на наконечнике, вместе с ним из листового металла вырежьте прямоугольник и обогните его вокруг стержня. У образовавшейся трубочки края не должны соединяться впритык. Между ними следует оставить небольшой зазор. Сняв трубочку с накладным рельефом, сожмите ее так, чтобы зазор между ее краями стал минимальным, а затем снова наденьте на стержень. Трубка вместе с накладным рельефом будет прочно держаться на наконечнике. Постарайтесь сразу же побольше изготовить самых разнообразных рельефных накладок. Все заготовки почти полностью можно вырезать ножницами, и только в отдельных случаях придется прибегнуть к помощи надфилей и сверла.

Рельефные штампики, имеющие характерный рисунок, легко изготовить из металлических трубок. Уже сам по себе короткий отрезок трубки может служить штампом. С помощью трубки, надетой на наконечник штемпеля, на древесине выжигают одинаковые кольца, из которых при желании можно составить цепочку или сетку. Если же на торце трубки через одинаковые промежутки сделать неглубокие прорези, то на древесине будет отпечатываться кружочек, составленный из отдельных штрихов. Рабочую часть трубки можно согнуть так, чтобы на древесине отпечатался квадрат, ромб, овал или стилизованный цветок.

Другой способ изготовления из трубки штампика заключается в том, что с одного края на ней вырезают клинообразные, прямоугольные или фигурные выступы, которые затем сгибают под прямым углом к стенкам трубки. Чтобы трубки не соскакивали с наконечника, стенки их  надо слегка сплющить молотком.

С помощью накаток на поверхность древесины наносятся линии, состоящие из черточек и точек. Узор или орнамент, выполненный такими линиями, приобретает особую мягкость очертаний и живописность. Ритмическое повторение точек и черточек придает выжженному узору динамичность. Работа накатками отличается большой результативностью. В сравнительно короткий срок мастер выполняет рисунок, производящий впечатление многодетальности. Накатками обычно выполняют растительный орнамент, который сочетается с простейшими геометрическими элементами: ромбами, треугольниками, волнистыми и ломаными линиями и т. п. Технические особенности нанесения рисунка привели к тому, что появились устойчивые элементы, которые вместе с узорами перекочевывают с одного деревянного изделия на другое. Прежде всего это элемент, напоминающий стилизованный одуванчик. Сведенные в одну точку пунктирные или штриховые линии образуют на поверхности древесины как бы полупрозрачный шар, действительно напоминающий одуванчик. В изделиях народных умельцев также часто встречаются и полураскрытые одуванчики, умело вплетенные в узор.

Для изготовления накаток необходимо иметь несколько зубчатых колесиков от пришедших в негодность часов и детских игрушек. Стержень наконечника закрепите в тисках и пропилите паз вдоль его оси. Глубина пропила будет зависеть от размера зубчатого колеса. Затем отпустите распиленную часть наконечника на огне. Когда металл остынет, вставьте в паз стальную пластину. Молотком на наковальне осадите металл по обе стороны от распила, а в середине просверлите сквозное отверстие. Обе половинки распиленного стержня разведите и согните так, чтобы образовалась вилка. Между концами вилки на стержне, вставленном в отверстия, должно разместиться не только колесико, но и две шайбы. Колесико должно не только свободно вращаться на оси, но и иметь также небольшой зазор. Если этого не предусмотреть, то при нагревании рабочей части накатки, когда металл расширится, колесико может застопориться. В наборе инструментов для пиротипии нужно иметь несколько накаток с большими и маленькими колесиками, с широкими и узкими зубьями. Чтобы можно было на древесине накатывать двойные линии, на ось вилки надевают сразу два колесика одинакового диаметра. Если второе зубчатое колесико заменить диском с гладкой цилиндрической поверхностью, то на древесине одновременно будут накатываться сплошная и пунктирная линии.

Выжечь накаткой короткие одинаковые линии не так-то просто — требуется большая сноровка, которая появляется не сразу. Например, выжигаемый одуванчик должен иметь в узоре форму круга. Этого легко достигнуть, если исходящие из одной точки лучи сделать одинаковыми. Опытный мастер, выполняя элементы узора на глаз, точным движением накатки наносит сразу два луча, в точно размеренном ритме опуская и поднимая колесико накатки над поверхностью древесины. У того же, кто впервые попробует накатать изображение одуванчика, может получиться так, что он больше будет похож на растрепанный репей. Это объясняется прежде всего неумением наносить накаткой лучи одинаковой длины. Конечно же, со временем, после многочисленных проб, вы сможете добиться определенного успеха в нанесении линий заданного размера с помощью обычной дисковой накатки. Но все же в арсенале инструментов для пиротипии лучше иметь специальные накатки, которыми можно быстро проводить одинаковые линии с точностью до миллиметра. В отличие от обычных накаток, разделенное на сегменты колесико не вращается, а закреплено на стержне наглухо. Кроме того, в накате может быть использован лишь отдельный сегмент, то есть часть зубчатого колесика. Если у одного из сегментов сточить зубья, то появляется возможность проводить короткие сплошные линии. При желании прямые линии можно сочетать с пунктирными. Если в середине сегмента сточить несколько зубьев, то накатываемые пунктирные линии будут получаться прерывистыми. С помощью такой накатки можно получить изображение, напоминающее солнце или цветок с темным цветоложем в середине. Наконечник, на котором крепятся сегменты, делают прямым или с коленообразным изгибом. Стержень с сегментом соединяют клепкой. Конец стержня отпиливают напильником, получая цилиндрический выступ, соответствующий диаметру отверстия в сегменте. Затем выступ вставляют в отверстие сегмента и выступающую часть расклепывают. На выступе можно также нарезать резьбу, и тогда наконечник станет универсальным. Появится возможность менять сегменты, закрепляя их гайкой. Сегменты зубчатых колес можно крепить на наконечнике и иначе. В предварительно согнутом стержне пропиливают паз и сверлят отверстие. Сегмент вставляют в паз и соединяют со стержнем заклепкой.

Изготовленными инструментами декорируют изделия, выполненные из однородной древесины клена, березы, липы, осины, ясеня, тополя, ивы и ольхи, имеющих слабовыраженный текстурный рисунок. Твердая древесина клена, березы и ясеня обугливается при более высокой температуре, чем мягкая древесина липы, осины, тополя и ивы. Поэтому изделия из мягкой древесины декорировать легче. Выжженный узор получается сочным и живописным благодаря золотистым подпалам, возникающим вокруг рисунка. Пиротипия органично связывается с поверхностью древесины, обладает высокой прочностью и долговечностью. Подобно резьбе, ее невозможно смыть, стереть. Поэтому этим способом можно смело украшать бытовые утилитарные предметы: шкатулки, коробки, кухонную утварь.

Предназначенные для декорирования деревянные изделия необходимо хорошо просушить и зачистить наждачной бумагой. Чтобы не испортить готовое изделие, предварительно пробные выжиги выполняйте на отдельных дощечках. Накатки и штемпеля нагревайте газовой горелкой или паяльной лампой. Работать нужно в хорошо проветриваемом помещении, соблюдая все необходимые меры противопожарной безопасности. Чтобы рабочие части штемпелей и накаток не касались поверхности стола, их нужно держать на металлической подставке.

Прежде всего определите, сколько потребуется времени, чтобы рабочая часть инструментов раскалилась до оптимальной температуры. Примерно через минуту после нагрева попробуйте получить на дощечке отпечаток. Если отпечаток будет бледным, то накатку или штамп нагрейте еще раз, увеличив время нагрева. Но ни в коем случае нельзя передерживать инструменты на огне, так как древесина от слишком высокой температуры будет не только обугливаться, но и гореть. Чтобы процесс выжигания был непрерывным, необходимо работать несколькими, минимум двумя инструментами. Пока на древесину наносится узор одним штемпелем или накаткой, другой в это время нагревается.

© 2017 — woodmagic.ru
Все права защищены